В Нижневартовске завершается разработка учебных программ для преподавателей — «Бережливая школа» и «Бережливый колледж».
Принятая в Югре концепция «Бережливый регион» ставит сегодня перед базовыми научно-образовательными центрами (НОЦ) несколько задач, связанных с обучением бережливым технологиям.
Бережливости придется учиться не только преподавателям образовательных организаций и студентам, но и сотрудникам органов государственной и муниципальной власти, а также специалистам предприятий с государственным и муниципальным участием.
Напомним, что Нижневартовский государственный университет был выбран в качестве образовательной организации, на базе которой создан один из трех в регионе научно-образовательных центров. Другие два — на базе Югорского и Сургутского государственных университетов.
О том, какая работа уже проделана Нижневартовским центром, нашей газете рассказал директор научно-образовательного центра НВГУ, директор НОЦ Олег Шульгин.
— В регионе и до принятия Концепции многие крупные предприятия округа уже внед-ряли элементы «бережливого производства». Вы познакомились с опытом их работы? Если — да, то какие выводы сделаны?
— Действительно, поставленные перед центром задачи, невозможно решать, если не находишься, как говорится, в «гуще событий», если не знакомишься с опытом внедрения технологий бережливого производства в организациях и на предприятиях. Кстати, специалисты центра не ограничиваются исследованием опыта предприятий только нашего региона. Например, у нас есть связи с предприятиями Омска, Тюмени, Новосибирска, Екатеринбурга и других городов. Из числа предприятий нашего региона, которые мы посетили совсем недавно, можно назвать Славнефть — Мегионнефтегаз. Предприятие стало внедрять бережливые технологии относительно недавно. Однако у него уже есть чему поучиться. Есть интересные находки, которые предстоит проанализировать на предмет их включения в программы обучения. Вообще, надо сказать, что бизнес, особенно крупный, достаточно активно воспринимает идеи бережливого производства. Ничего удивительного здесь нет, так как внедрение бережливых технологий сопровождается ощутимым снижением доли непроизводительных затрат.
— На ваш взгляд, опыт крупных предприятий по внедрению бережливого производства применим, скажем, в муниципальных организациях? Или здесь требуется кардинально иной подход?
— Хочу заметить, что не существует больших отличий при использовании технологий бережливого производства на крупных или малых предприятиях, а также на предприятиях частной или государственной формы собственности. Принципы бережливого производства одинаковы для всех. Другое дело, что существуют особенности использования бережливых технологий на предприятиях и в органах государственного или муниципального управления. Если для первых методы внедрения и использования бережливых технологий достаточно неплохо отработаны, то для вторых общепринятых методов нет. Базовые научно-образовательные центры, в числе прочего, как раз и должны восполнить этот пробел. Нам нужно разработать методы адаптации бережливых технологий в сфере государственного и муниципального управления.
— Вашим специалистам предстоит не только разработать методы, но и организовать обучение основам внедрения концепции, например, педагогов города. Когда оно начнется?
— Действительно, на одном из заседаний круглого стола среди руководителей образовательных организаций Нижневартовска мы заявляли о том, что будут организованы подобные курсы. Сейчас завершается разработка учебных программ отдельно для преподавателей общеобразовательных организаций и организаций среднего профессионального образования — «Бережливая школа» и «Бережливый колледж». Уже в этом году мы планируем набрать первые группы. Программы курсов будут содержать как методики бережливых технологий, которые уже положительно зарекомендовали себя в образовательных организациях России, так и методики, разработанные сотрудниками нашего научно-образовательного центра с учетом специфики региона.
— Концепция, как заявлялось ранее, нацелена на повышение производительности труда, широкое вовлечение жителей в повышение эффективности процессов жизнедеятельности. Но насколько она применима к реальной жизни? Воспримут ли рядовые жители эти идеи? Ведь по большому счету к бережливости мы не приучены.
— Позвольте сначала сказать пару слов о бережливости. Дело в том, что смысл терминов «бережливое производство» и «бережливые технологии» не совпадает со смыслом слова «бережливость» в обыденной речи. Понятие «бережливое производство» является переводом с английского термина «lean production». На мой взгляд, перевод не совсем удачный. Точнее было бы перевести — «стройное производство», а еще лучше — «поджарое производство». Иными словами, бережливое производство есть производство, использующее каждый ресурс с максимальной эффективностью, не допуская непроизводительных затрат, бесполезных потерь. При этом бережливые технологии — это технологии управления, а не технологии производства. Что касается вашего вопроса: применимы ли бережливые технологии в обыденной жизни? Если человек стремится с пользой тратить каждый час своей жизни, если он заинтересован в том, чтобы его денежные траты шли на действительно полезные цели, то элементы бережливых технологий, безусловно, будут данным человеком востребованы. Далее — воспримут ли рядовые жители концепцию «Бережливый регион»? Сложно отвечать за всех, время покажет. Отмечу лишь следующее. Как правило, людьми плохо воспринимаются те идеи, которые, во-первых, не приносят реальную пользу каждому отдельному человеку. Во-вторых, требуют существенных затрат. В-третьих, основываются на принципах, далеких от здравого смысла. Идеи бережливого производства свободны от всех названных недостатков. Об этом следует постоянно говорить. Нужно вести широкомасштабную просветительскую деятельность. Это позволит людям быстрее понять суть концепции и попробовать на практике элементы бережливых технологий.
— Но ваши специалисты уже готовы к этой работе?
— Мы не только готовы, но и активно ее проводим. Например, сотрудниками нашего центра уже проведено стартовое обучение основам бережливого производства руководящего состава органов местного самоуправления города Покачи. Сейчас активно участвуем в тендерах на предоставление образовательных и консультационных услуг для органов государственной и муниципальной власти Югры. Что касается просвещения широких масс югорчан, то это несколько не наша задача. Точнее, это не только наша задача. Если внимательно прочитать текст концепции «Бережливый регион», то можно понять, что просвещением югорчан будут заниматься три типа научно-образовательных центров: базовые, отраслевые и муниципальные. Каждый тип научно-образовательного центра ориентирован на свою целевую аудиторию. Массово охватить жителей региона под силу системе научно-образовательных центров, включающей все их три типа.
— Вас уже можно смело назвать практиками. Поэтому интересно узнать, какие принципы бережливого производства действуют в НВГУ?
— У нас разработан проект «Бережливый вуз», который является экспериментальным. Не существует общепринятых методик использования бережливых технологий в вузах. На базе нашего университета мы пытаемся подобную методику разработать. Дело это сложное. Пока отработаны соответствующие коррективы для стратегии развития университета. Предварительно определены «пилотные» факультеты, в рамках которых будет проводиться эксперимент. Формируется команда из ведущих сотрудников факультетов, организуется их стартовое обучение. Думаю, говорить о том, что у нас уже внедрены принципы бережливого производства, еще рано. Мы в начале пути.
— А студенты готовы прийти на помощь. Вы же одна команда?
— Участие студентов в реализации концепции «Бережливый регион» проходит по нескольким направлениям. Во-первых, в рамках основных образовательных программ они будут осваивать бережливые технологии в своей профессиональной деятельности, изучая соответствующие дисциплины. В НВГУ принято решение ввести в образовательные программы специальные курсы, посвященные бережливым технологиям. Во-вторых, в рамках студенческих научных исследований разрабатываются темы, связанные с проблематикой бережливого производства. В частности, в тематику исследований студенческих конструкторских бюро на 2018 год уже внесены соответствующие изменения. В-третьих, многие выпускные квалификационные работы студентов ориентированы на решение задач внедрения бережливых технологий. В прошлом году в НВГУ был организован конкурс среди выпускников на лучшую выпускную квалификационную работу по следующим направлениям проблематики бережливого производства: «Студенческий кайдзен», «Бережливое производство в социальной сфере», «Проблемы и перспективы внедрения бережливых технологий в организациях Югры». В конкурсе приняли участие 58 человек.
Так что, как можете судить сами, мы двигаемся к намеченной цели.
Источник: газета "Местное время"